Автосторож с малым числом деталей

Этот простой автосторож выполнен на одной микросхеме. Характерной его особенностью является минимум используемых деталей. Основные технические характеристики устройства:

Время перехода в режим охраны, мин .............................................................................. 1

Время задержки срабатывания сигнализации, с............................................................ 5

Продолжительность звучания сигнала тревоги, с......................................................... 20

Частота прерываний сигнала тревоги, Гц ....................................................................... 1

Ток потребления в режиме охраны не более, мкА......................................................... 50

Размер платы простого автосторожа, мм ............................................................... 25 '40

Принципиальная схема автосторожа приведена рис. 4.12. В качестве кон­тактных датчиков используются штатные дверные выключатели. Подобные выключатели можно установить для капота и крышки багажника, подключив их параллельно дверным выключателям.

Для перевода автосторожа в режим охраны необходимо включить тумблер SA1, расположенный в потайном месте салона автомобиля. Интервал времени между моментами включения питания и переходом автосторожа в режим охраны составляет около одной минуты. За это время необходимо закрыть все двери, капот и крышку багажника (если там установлены контактные датчики SBn).

При открывании любой двери, капота, крышки багажника замыкаются контакты кнопочных выключателей SB1 — SBn и схема переходит в режим тревоги. Если владелец автомобиля не успеет за 5 с отключить сигнализацию при помощи потайного тумблера SA1, раздается звуковой сигнал тревоги. В режиме сигнали­зации в течение 20 с раздается прерывистый звуковой сигнал. По истечении 20 с сторож автоматически переходит в режим охраны.

 4.12. принципиальная электрическая схема автосторожа

 4.12. Принципиальная электрическая схема автосторожа

Автосторож работает следующим образом. При включении сторожа в течение примерно 1 мин через резистор R5 заряжается конденсатор С4. При этом на выводе 11 элемента DD1.5 нулевой потенциал, и мультивибратор па элементах DD1.5 и DD1.6 заблокирован. Спустя 1 мин схема переходит в режим охраны.

При замыкании любого контактного датчика SB1 — SBn на вывод 1 элемента DD1.1 через диод VD1 поступает нулевой потенциал. В результате па выводе 4 элемента DD1.2 появляется нулевой потенциал, что приводит к появлению па выводе 6 элемента DD1.3 микросхемы положительного потенциала, который через цепь задержки R4, СЗ поступает па катод диода VD3. Диод закрывается, что разрешает работу мультивибратора (DD1.5 и DD1.6). Цепь R4, СЗ формирует задержку срабатывания сигнализации па 5 с. Мультивибратор формирует прямоугольные импульсы с частотой следования 1 Гц, которые через резистор R9 поступают па ключ па транзисторах VT1 и VT2, в коллекторной цени которого включена обмотка реле звукового сигнала К1 автомобиля. Время звучания сигнала определяется постоянной времени цепи R3, С2. После заряда конденса­тора С2 (спустя примерно 20 с) па выводе 11 мультивибратора (элемент DD1.5) устанавливается пулевой потенциал и он блокируется. Схема переходит в режим охраны. Если любой контактный датчик SB1 — SBn замкнут, то сигнал тревоги звучит постоянно.

При использовании в качестве датчиков дверных выключателей может воз­никнуть ситуация, когда на входы микросхемы (вывод 1 DD1) КМОП структуры, на которой выполнено устройство, будет поступать напряжение, в то время как в цепи питания ее оно будет отсутствовать (сторож выключен). Это может привести к выходу микросхемы из строя. Для защиты микросхемы используется цепь, состоящая из диода VD1 и резисторов Rl, R2, R7.

В устройстве вместо микросхемы К561ЛН2 можно использовать К564ЛН2 (при этом придется изменить рисунок печатной платы). Транзистор КТ315 можно заменить на КТ342, КТ3102, а КТ815 - па КТ817 или КТ819. Емкости всех конденсаторов могут отличаться па ±50% от номиналов, приведенных па схеме, однако это изменит выбранные временные интервалы. Их можно скор­ректировать подбором соответствующих резисторов. Желательно использовать электролитические конденсаторы с рабочим напряжением 16 В и небольшим током утечки, особенно это важно для конденсаторов С2 и С4, которые при значи­тельной емкости работают в паре с высокоомными резисторами. В противном случае большой ток утечки может сделать схему неработоспособной.

Устройство смонтировано на печатной плате из одностороннего фолльгированного текстолита (рис. 4.13). При правильно собранной схеме и исправных элементах устройство не нуждается в налаживании. Настройка заключается в установке желаемых временных интервалов запаздывания подбором сопротив­лений резисторов R3, R4 и R5.

 

Автосторож смонтирован в миниатюрном пластмассовом корпусе, например, от детских счетных палочек и залит эпоксидным компаундом для предотвращения влияния влаги. Он может устанавливаться в незаметном месте под приборной панелью, а тумблер SA1 — в удобном потайном месте салопа автомобиля.

рис. 4.13. печатная плата автосторожа

Рис. 4.13. Печатная плата автосторожа

 

Сторож может работать с другими механическими датчиками качания. При этом важно, чтобы при срабатывании на их выходе был нулевой потенциал. Подключе­ние автосторожа к элементам автомобиля осуществляется контактами, обозначенными на схеме XI. 1 —XI.4.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru