ПРАКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОХРАННЫХ УСТРОЙСТВ

В настоящее время в связи со сложившейся криминогенной обстановкой каждый автомобиль необходимо оборудовать специальными устройствами, пред­отвращающими проникновение посторонних лиц в его салон, багажник и двига­тельный отсек, а также исключающих несанкционированный пуск двигателя и снятие колес.

К сожалению, имеющиеся на автомобиле стандартные замки в дверях, багажнике и замок зажигания не обладают надежными противоугонны­ми свойствами.

Отличительная особенность автомобильных систем охранной сигнализации заключается в том, что они должны удовлетворять следующим требованиям:

? питание системы должно осуществляться от источника постоянного тока, как правило от аккумулятора;

? ток потребления в режиме охраны не должен превышать нескольких де­сятков миллиампер;

? система должна иметь малые габариты, позволяющие надежно укрыть ее от посторонних наблюдателей;

? система должна иметь высокую надежность и виброустойчивую конструк­цию;

? водитель должен быть полностью уверен в том, что система исправна и автомобиль взят под охрану. Для этого в системе должна быть предус­мотрена возможность звукового или визуального контроля исправности охранного устройства;

? система должна не только оповещать хозяина о попытке проникновения постороннего в автомобиль, но и предупреждать окружающих о том, что автомобиль находится под охраной.

Известны различные механические противоугонные устройства — от про­стых замков на педали и руль до сложных "канканов", от попадания в которые не гарантирован даже сам водитель. Однако такие устройства, защищая автомо­биль от угона, не защищают его от проникновения посторонних лиц в салон, багажник и двигательный отсек.

Часто в качестве противоугонных устройств применяют различные способы блокировки системы зажигания, например, с помощью простых выключателей или сложных электронных кодовых замков. Однако такие средства без дополни­тельных электронных систем оповещения малоэффективны, так как они не препятствуют проникновению в автомобиль. Специалисту, знающему систему зажигания автомобиля, не представит особого труда с помощью нескольких дополнительных проводов завести двигатель автомобиля. Для этого необходи­мо лишь немного времени.

Известны также датчики качания, маятниковые противоугонные устройства, которые реагируют на колебания кузова автомобиля и включают звуковой сигнал или фары. Они надежно предохраняют автомобиль от угона, снятия каких-либо деталей и проникновения посторонних лиц в салон, багажник и двигательный отсек. Однако такие устройства без специальных систем регулировки чувствительности имеют высокую вероятность ложных срабатываний. В этом случае звуковая сигнализация может сработать при случайном касании кузова автомобиля прохожим или под действием порывов ветра, доставляя большие неприятности окружающим.

Более совершенными являются электронные противоугонные устройства. Обычно они содержат электронный логический блок, к которому подключены датчики, например дверные выключатели, выключатели, установленные в багаж­нике, под капотом и в других местах автомобиля. Такие электронные логические блоки позволяют производить включение устройства из салона автомобиля незаметно для окружающих.

В настоящее время в продаже появились еще более совершенные логичес­кие блоки, управление которыми осуществляется дистанционно в инфракрас­ном, ультразвуковом или радио диапазонах с использованием кодированных сигналов, а также системы объемного наблюдения за состоянием автомобиля.

Учитывая большое разнообразие различных электронных устройств, авторы посчитали целесообразным ознакомить читателей с возможностью самостоятель­ного изготовления различных систем сигнализации. Материал излагается по принципу: от простого к более сложному. Такое построение книги позволит войти в курс дела не только специалистам и радиолюбителям, но и широкому кругу автолюбителей, которым это поможет ознакомится с принципами постро­ения используемых ими сигнализаций.

В настоящее время появилось множество различных типов автомобильных охранных устройств как отечественных, так и зарубежных. В данной главе рассматриваются только оригинальные схемные решения автомобильных ох­ранных устройств, заслуживающие особого внимания читателей, из-за их индиви­дуальности и простоты.